Красная поляна — Краснополянское шоссе

Красная поляна - Краснополянское шоссе
+

О Красной Поляне — Достопримечательности — Краснополянское шоссе

Краснополянское шоссе — протяженность шоссе от аэропорта Адлера до Красной Поляны составляет порядка 40 км и начинается от с. Молдовки и  вдоль долины р. Мзымты.
Первые киллометры шоссе на Красную поляну проходят по Имеретинской низменности. Низменность начали осваивать только после окончания Кавказской войны, потому что народы, которые заселяли современную территорию Сочи, избегали нездорового климата прибрежных долин.
У с. Казачий брод начинается новая трасса Краснополянского шоссе. Казачий Брод — это селение, основанное некрасовскими казаками, вернувшимися из Турции, с. Молдовка – молдаванами, а Красная Поляна – основана понтийскими греками.

Проехав по старой дороге до 15 километра, можно осмотреть интересный археологический памятник Ахштырскую пещеру. Пещера находится в борту ущелья и представляет собой тоннель, длиной около 160 метров, который заканчивается небольшим, но очень высоким зальчиком с маленьким озерком. Мощность культурного слоя, в котором археологи ведут раскопки, составляет 12 метров. Человек заселял эту пещеру 30 тысяч лет – от раннего палеолита до ранней бронзы.

Новая часть Краснополянского шоссе проходит по пойме реки. Справа от дороги располагается форелевое хозяйство. По его территории организуются экскурсии, во время которых можно не только осмотреть пруды, в которых выращивается форель, но и попробовать блюда из этой вкусной рыбы. Осенью и весной на прудах часто можно увидеть перелетных цапель, уток и лебедей.

Рядом с форелевым хозяйством есть небольшая ферма по разведению африканских страусов и уютный греческий ресторан «Каньон».

Если сразу за территорией форелевого хозяйства перейти Мзымту по навесному мосту и пересечь невысокий гребень, то можно спуститься в ущелье реки Дзыхры и по тропе, идущей по правому берегу, подойти к красивому водопаду.

За форелевым хозяйством дорога через небольшой (400 метровый) тоннель входит в Ахштырское ущелье. Белые известняковые скалы отвесами поднимаются по обеим сторонам реки, пышная зелень подчеркивает их красоту и необычность форм. Можно осмотреть небольшой участок сохранившегося самшитового леса. Известняковая скалка и высокий берег поросли самшитом, который окутывает лишайник, а у подножия невысоких древних деревьев расположились разнообразные папоротники и другие представители реликтовой флоры. Зимой самшит цветет мелкими душистыми цветами. Выйдя из ущелья, дорога идет по пойме реки, вдоль которой организованы места для отдыха. Жаркие летние дни многие стараются провести в тени деревьев у прохладной горной реки.

Дальше дорога идет на подъем и на 21 км у села Монастырь открывается красивый вид на ущелье Ахцу. В конце 19 века во время строительства Краснополянского шоссе тут был основан мужской монастырь, который и дал название селу. Небольшой монастырь и церквушка с синими куполами располагались на гребне хребта, с которого открывались виды на море и на горы. Сейчас только высокие кипарисы и остатки монастырского сада на склонах напоминают о тех далеких временах. Жителей в селе Монастырь мало, но с оживлением движения по Краснополянскому шоссе, свободные земельные участки выкупаются под благоустроенные дачи.

От Краснополянского шоссе вниз отходит дорога к приюту гостиницы «Бургас». Через Мзымту переброшен небольшой мост. Перейдя на левую сторону реки, можно посетить ущелье Глубокий яр, которое заканчивается воклюзом (выход подземной части реки на поверхность) с экзотическим названием «Пасть дьявола».

У моста начинается маршрут рафтинга по Мзымте. Река в нижнем течении уже достаточно спокойная для того, чтобы сплав на надувных плотах был безопасен, но и достаточно быстрая, чтобы ощущения были запоминающимися. Маршрут сплава по реке заканчивается в ущелье Ахштырь, недалеко от первого тоннеля на галечном пляже. Краснополянское шоссе не спускается к реке, а продолжается по узкому карнизу, вырубленному в плотных известняках ущелья Ахцу. Этот участок дороги заставляет с уважением вспомнить её строителей. Инициатором прокладки дороги был Н.С.Абаза, назначенный в 1895 году устроителем Черноморского побережья. Организованная по его инициативе комиссия в составе профессоров А.И. Воейкого, Ф.Н. Пастернацкого и инженера М.В.Сергеева, в 1898 году обследовала территорию от Новороссийска до Сухуми, высоко оценила природные особенности Причерноморья и рекомендовала осваивать его как курортную зону.

Учитывая результаты работы комиссии, 15 мая 1899 года было принято решение «Об устройстве в Черноморской губернии городского поселения «Романовск» на месте существующего поселка Красная Поляна. К формирующемуся курорту решено было проложить дорогу, которая строилась с 1897 по 1899 года, под руководством инженера Василия Константинова. Дорога получилась очень живописной, и в те времена многие специально приезжали, чтобы просто проехать по этой дороге.

Самый красивый участок дороги проходит по скальной полке ущелья Ахцу. По нему хочется пройти пешком и рассмотреть все подробности. Здесь сочетается красота грандиозного ущелья и изящных растений в расселинах скал.

В пропасти несется река, над головой нависают скалы. Все это в обрамлении зелени. К сожалению, прогулка пешком по ущелью опасна из – за возможных обвалов. Часть дороги защищена открытыми бетонными галереями. Но опасность падения камней на незащищенных участках сохраняется.

При строительстве дороги основные работы выполняли турецкие рабочие, которых набирали из турецкого поселения в Сочи (Турецкий овраг, склоны которого заселяли турки, находился на территории современного комплекса «Фестивальный»). Работы велись примитивным способом с использованием только лома, кирки, лопаты, и были достаточно опасными. В путеводителе С. Дороватовского приводится описание очевидца: «За выступ скалы привязывалась веревка, на которой спускался рабочий, и, повисая над бушующей Мзымтой, он просверливал скважину, в которую закладывал динамитный патрон. Затем откачивался на веревке в сторону, чтобы выждать взрыва, но иногда не удерживался, и его подносило к забою. Тогда взрыв оказывался для рабочего смертельным».

В конце скального участка дорога входит в тоннель. В скалах видно, что дорогу пытались провести по карнизу, но потом решили, что выгоднее построить тоннель. Перед тоннелем установлен небольшой барельеф – памятник инженеру В. Константинову.

В нише тоннеля установлена икона, к которой ставят свечи с надеждой на благополучную дорогу. Местные жители называют скальный участок «Пронеси, господи!» и стараются проезжать его как можно быстрее.

В реке видны остатки грандиозного обвала, который произошел в 1968 году. Тогда образовалось большое озеро, но постепенно быстрое течение реки размыло завал. По сохранившимся остаткам обвала река падает водопадом.

За тоннелем (на 33 километре) у скалы установлен памятник. Барельеф был выполнен сочинским скульптором А.И. Колобовым и установлен в 1967 году в память о событиях 1920 года. Во время Гражданской войны с равнин Кубани к морю прорвались остатки «Армии возрождения России». На Краснополянском шоссе у входа в тоннель их попытались остановить красноармейцы стрелковой роты.

Реконструкция дороги предусматривала строительство 2,5 километрового тоннеля от села Монастырь до поселка Кепша, торжественное открытие которого состоялось 19 августа 2005 г. Скальный участок останется как экскурсионный объект.

За ущельем Ахцу долина реки снова расширяется и поселок Кепша стоит в пойме Мзымты и впадающей в неё небольшой реки Кепша. Это маленькое поселение было основано в 1968 году как заводской поселок при лесозаводе. Лес, в основном буковый, возили с территории Краснополянского лесничества. С ужесточением природоохранного законодательства, деловые рубки были резко сокращены, лесозавод заброшен, а жители поселка оказались без работы. Территория поселка постоянно находится под угрозой затопления в период высоких паводков.

В конце поселка есть пасека, по которой организуются экскурсии. Экскурсии на пасеки с дегустацией меда предлагаются вдоль всей дороги от села Монастырь до горнолыжной трассы. Мед своеобразный горьковатый, темного цвета. Для средней полосы он необычен – это знаменитый кавказский каштановый мед.

Через 5 км от основной трассы отходит спуск к долине реки Чвижепсе, которая известна выходами уникальных мышьяковистых нарзанов. Современная дорога идет по мосту мимо этой долины, но экскурсии обязательно заглядывают к источникам.

Затем дорога спускается к реке, проходит через два новых тоннеля, преодолевает небольшой подъем и входит в Красную Поляну. Перед въездом в поселок внимание привлекает высокая цилиндрическая башня и трубопровод, с диаметром труб около 3 метров. Это сооружения деривационной Краснополянской ГЭС.

ГЭС строили с 1947 по 1949 год. Часть оборудования было вывезено из Германии. Такие маленькие электростанции достаточно обычны для горных районов Европы. В наши дни Краснополянская ГЭС работает на отечественном оборудовании, даже трудопровд был полностью заменен. Мощность электростанции 32 тыс. кВт.

При въезде в поселок слева по ходу дороги, размещается небольшое водохранилище, вокруг которого размещаются кафе и гостиницы. Пересекая Красную Поляну, шоссе раздваивается. Одна часть дороги поднимается по склонам Ачишхо к Центру Активного Отдыха Министерства обороны РФ.

Если пропустить поворот дороги с указателями ЦАО, и последовать по дороге дальше, то она приведет к оригинальному архитектурному комплексу, в составе которого небольшой музей, ресторан и гостиница. Из этих трех строений историческую ценность представляет здание гостиницы – бывший царский «Охотничий домик» семьи Романовых, построенный в 1903 году.

Основная трасса после развилки идет вдоль поймы через село Эсто–Садок до горнолыжного комплекса «Альпика – Сервис». Тут заканчивается Краснополянское шоссе, а дальше начинается территория Кавказского государственного природного биосферного заповедника и Сочинского Национального Парка.

Такси на Красную поляну из аэропорта, с Вокзала: 8 (928) 421-31-75, 8(918) 405-19-16